Что такое маховик задвижки и как его снять?
Как снять штурвал с задвижки
Задвижки обычно ставят на трубопроводных линиях ЖКХ, нефте- и газодобывающих и перерабатывающих предприятий. Любую запорную арматуру необходимо контролировать и обслуживать по ГОСТу. К сожалению, в хозяйственной сфере это происходит не так регулярно и тщательно, как предписано стандартом. Поэтому часты случаи заклинивания задвижек, прикипания гайки маховика, невозможности управления из-за порчи ржавчиной и известковыми и прочими отложениями, износом самого шпинделя, его соединения с дисками или клином арматуры, когда маховик проворачивается, не перекрывает поток, не до конца прижимает "щечки" и т.п. Рассмотрим основные способы, как снять штурвал с задвижки в случае неисправностей или текущей ревизии и ремонта узлов.
Устройство и принцип действия задвижек, виды маховиков
Что такое маховик задвижки или, как его иначе называют, штурвал? Маховик — это круглое или овальное колесо со спицами, которое служит для отпирания и запирания путем направленной на его круговое вращение силы рук. Суть его работы — преобразование вращательного движения в поступательное.
Производитель самостоятельно комплектует готовые задвижки подходящими штурвалами. При транспортировке их рекомендуется снимать. А при монтаже запрещено поднимать арматуру за колесо маховика и вообще весь узел управления.
Виды маховиков и их комплектующие показаны на рисунке:
Рис. 1 Таблица видов маховиков
Нужно отметить, что выбор оптимального вида штурвала для задвижки зависит от диаметра трубопровода: какие-то конструкции подходят только для малых и средних DN, а какие-то производители ставят только на арматуру для трубопроводов больших диаметров.
Стандартная задвижка состоит из:
- металлического прочного корпуса;
- такой же крышки, соединенной с корпусом резьбовым соединением (болтами и гайками) с паронитовой прокладкой;
- с крышкой соединен набивной сальник;
- через сальник проходит шпиндель, приводимый в движение маховиком;
- маховик соединен со шпинделем ходовой гайкой;
- шпиндель приводит в движение клин, который распирает "щечки" (диски);
- "щечки" прижимаются к латунным зеркалам седла внутри корпуса;
- происходит перекрытие потока в обоих направлениях.
Рис. 2. Схема стандартной задвижки
Схема работы запорной арматуры и ее комплектующие довольно просты. При своевременном обслуживании узлов проблем возникать вроде бы не должно, но они возникают. И тогда приходится или снимать крышку для ревизии задвижки, или полностью демонтировать механизм.
Случаи, когда возникает необходимость снять маховик
Существует всего несколько ситуаций, когда необходимо снимать штурвал:
- обслуживающее смазывание и проверка хода маховиков на линии;
- устранение выявленной неисправности;
- подкапывание, просачивание, течь на арматуру, которая вызывает коррозию на корпусе и колесе штурвала;
- замена разбитого маховика на новый.
Снять штурвал с задвижки — это открутить верхнюю стопорную гайку или снять его с шпинделя, раскрутив ходовую. Делается это подходящим ключом. Сильно стучать по гайке или колесу не рекомендуется, иначе можно сорвать резьбу. Но этот совет хорош в том случае, когда арматура регулярно проходит ТО. Чаще всего происходят проблемы.
Наиболее частые причины отказа работы штурвала
Маховик в трубопроводной арматуре жестко соединен со шпинделем. Поэтому наиболее частой причиной каких-либо неисправностей в работе штурвала будет проблема со штоком (выдвижным или невыдвижным шпинделем):
- колесо маховика прокручивается на шпинделе, который не откликается на вращение (стерлись грани или резьба на теле штока — нужно снять маховик, отвернув верхнюю фиксирующую гайку, напильником сделать новые грани или накрутить новую резьбу при наличии места);
- штурвал проворачивается вместе со штоком, но не происходит перекрывания потока (шпиндель сточился, его прямоугольные грани просто скруглились или проржавели, либо они разъединились с запирающими "щечками" дисков — восстановить правильную форму углов на конце шпинделя можно наплавкой при помощи электросварки и поправить на станке, либо найти на замену исправный шпиндель в ненужной задвижке, вставить "щечки" на место помогут многократные возвратно-поступательные движения при помощи поворотов маховика, чтобы шпиндель подцепил диски);
- отказ хода ходовой гайки при рабочем колесе штурвала (выпала или деформировалась шпонка — необходимо снять ходовую гайку и установить в ее углубление новую или самодельную шпонку, чтобы она плотно встала в шпоночную канавку маховика);
- заклинивание или прикипание деталей маховика и штока из-за коррозии, загрязнений и налипания примесей (штурвал заклинило, стопорная или ходовая гайка прикипела и т.п. — травление содой, керосином, WD-40, обстукивание, съемник или радикальное срезание болгаркой);
- колесо штурвала сворачивается с ходовой гайки (нужно выточить новую или заменить гайку с ненужной задвижки);
- повреждено колесо маховика (оно разбито и обломаны спицы — нужно подобрать ключ, подходящий под размер ступицы, чтобы им осуществлять вращение, а затем установить новое колесо);
- увеличен крутящий момент (нужно больше крутить маховик для срабатывания — не хватает смазки ходовых частей, нужно смазать узел).
Рис. 3. Фото маховиков на трубопроводе для водоснабжения
Если арматура имеет наружную установку, то ее визуальная ревизия обязательна хотя бы раз в месяц. В случае подземного монтажа задвижки обслуживание осуществляется через смотровой люк. Контроль рабочего состояния запорной арматуры состоит в том числе и в проверке хода маховика и шпинделя.
Работающие способы снять штурвал с задвижки
В зависимости от неисправности, условий эксплуатации и типа шпинделя (выдвижной, невыдвижной), возможности быстрой замены деталей и времени на ремонт можно снять закисший маховик:
- обстукиванием;
- резким ударом;
- отлить его жидкостями (керосин, сода, антиржавчина, WD-40 и т.п.);
- съемником;
- срезать болгаркой.
У обслуживающего трубопровод персонала есть свои излюбленные методы снятия, застопорившегося или деформированного маховика. Иногда идут в ход даже народные методы (газировки). Если поврежден весь корпус арматуры из-за аварии, отсутствия обслуживания и ремонта задвижки, то ее полностью снимают, перекрыв поток выше и установив заглушку. Монтаж нового устройства происходит строго по ГОСТУ. Затвор обязательно проходит проверку на герметичность, номинальное давление и прочие характеристики должны соответствовать параметрам трубопровода.
Как предотвратить неисправности
Для трубопроводной арматуры существуют нормативные документы, ГОСТы, которые прописывают все требования к ней. Одно из таких требований — эксплуатационный контроль. Он включает в себя обязательную проверку функции открытия и закрытия. Поэтому при регулярных ревизиях маховик и весь узел управления постоянно находится под контролем. Есть документ, стандартизирующий процедуру проверки и обслуживания трубопроводной арматуры — "Регламент технического обслуживания". Его разрабатывает и утверждает владелец трубопровода. Для предотвращения неисправностей в работе узла управления (маховик, шпиндель, редуктор, сальник, крепеж) нужно лишь вовремя выполнять требования тех регламента.
Обычно в документе прописывают ежегодный ремонт задвижек (в идеале полугодовой) и ежемесячный мелкий ремонт, внешний осмотр узлов устанавливается раз в смену.
При ревизии внимание обращают на:
- наличие следов коррозии, течи, сколов, трещин и прочих повреждений;
- исправность управляющего узла (проверяют работоспособность и плавность хода маховика, осуществляют ревизию смазки шпинделя и редуктора, набивки сальника, натяжения крепежа).
- Комментарии