Смазка для штоков задвижки.
Запорные задвижки активно устанавливаются в трубопроводные системы различного типа и назначения. Главная цель их применения – возможность временного перекрытия и открытия движения потока в соответствии с техническими требованиями и производственными потребностями. Изделия отличает широкий диапазон рабочих диаметров прохода, который может составлять до 2-3 м. Они выдерживают высокий уровень давления (до 25 МПа) и могут работать в температурном диапазоне вещества выше 500◦ С.
Применение качественных надежных смазочных материалов помогает оптимизировать и повышать эффективность работы трубопроводной арматуры, а также предотвращает проблемы, риск появления которых возникает в ходе эксплуатации запорной арматуры (задвижек).
Смазка помогает:
- защитить конструктивные элементы от коррозии;
- исключить приложение усилий на приводной узел;
- сохранить герметичность;
- снизить риск износа уплотнительных элементов;
- избавить от трудностей в ходе демонтажа и ремонта.
Рис. 1 Устройство
Устройство запорных задвижек
Арматура запорного применения разнообразна модификациями и типами. Принцип устройства изделия можно рассмотреть на примере клиновой задвижки. Узловые элементу устройства располагаются в рабочей полости, образованной корпусом и крышкой изделия. Внутри нее происходит перемещение затворного механизма. Расположение уплотнительных поверхностей зависит от типа затвора, поэтому их смыкание может происходить параллельно друг другу или же под углом. Перемещение затвора выполняется перпендикулярно оси движения вещества в трубопроводе. Происходит это за счет вращения штока и резьбовой пары, которую составляют шпиндель и ходовая гайка. В качестве привода используется маховик (ручной способ управления) или электродвигатель (автоматическое управление). С противоположных сторон корпуса имеются два ходовых ответвления – соединительные узлы для фиксации на трубопроводе (с помощью фланцев, муфты или сварки).
Смазка для узловых механизмов и соединений
Исправная работа узловых элементов устройства становится возможной только при эксплуатации запорной арматуры в соответствии с требованиями руководящих документов. Использование смазки в паре шпиндель-ходовая гайка является необходимым условием, позволяющим существенно сократить износ.
Прежде, чем смазывать шток задвижки, важно учитывать:
- сферу применения детали;
- условия эксплуатации устройства;
- специфику рабочего вещества;
- особенности конструкции задвижки.
Материал для смазки должен эффективно распределяться на поверхности деталей, сохранять должную физическую стойкость, не провоцировать нежелательных химических реакций с прокладками и металлическими элементами.
Критерии выбора
Среди значимых свойств, смазки для трубопроводной арматуры, следует выделять:
- показатель вязкости (именно на него обращается внимание при первичном использовании, а также при замене материала);
- консистенция;
- температура каплепадения;
- температура вспышки.
В зависимости от цели применения можно выделить смазки:
- антифрикционного назначения, препятствующие истиранию конструктивных элементов;
- с защитными свойствами: предупреждают появление коррозии;
- уплотняющие: обеспечивают уплотнение и повышают уровень герметичности прилегания.
По уровню температуроустойчивости выделяются:
- низкоплавкие смазки, с температурным пределом в 65 градусов;
- средним показателем каплепадения, составляющим 100 градусов;
- устойчивые к температуре (тугоплавкие) свыше 100 градусов.
В суровых условиях эксплуатации рациональным становится использование морозоустойчивых продуктов, не теряющих своих свойств и качеств при морозе до -40 градусов.
Практика использования смазочных материалов
В узлах трения, штока и резьбовой пары шпиндель-ходовая гайка, применяются смазки различного типа и состава.
ЦИАТИМ-201
Рис. 2 Смазка ЦИАТИМ 201
Смазочный материал выпускается в соответствии с требованиями ГОСТ 6267-74.
Физико-химические свойства изделия характеризует таблица 1
Показатель |
Стандарт |
Внешний вид продукта |
Однородная кремообразная субстанция с характерным желтоватым или коричневатым оттенком |
Вязкость (t +50C), Па·с |
не более1100 |
Предел прочности (t +50C), Па |
250-500 |
Температура применения |
-60 - +120 С |
Процент выделения масла (стабильность) |
26 |
Коррозийное воздействие на металлы |
Отсутствует |
Содержание воды |
Отсутствует |
Стабильность против окисления, мг на 1 г смазки |
3 |
Основа средства – минеральное масло с добавлением литиевого масла в качестве загустителя. Смазка отличается химической стабильностью, предотвращает окислительные реакции на воздухе. Но при этом ее не рекомендуется использовать при высоких эксплуатационных нагрузках, а также нежелательным является контакт изделия со сплавами, содержащими цветные металлы.
ЦИАТИМ-221
Рис. 3 Смазка ЦИАТИМ 221
Смазка ЦИАТИМ-221 изготавливается по стандартам ГОСТ 9433-60
Показатель |
Стандарт |
Внешний вид продукта |
Однородная кремообразная субстанция с характерным желтоватым или коричневатым оттенком |
Вязкость (t +50° С), Па·с |
не более 800 |
Предел прочности (t +50° С), Па |
Не менее 120 |
Температура применения |
-60 - +150 С |
Температура каплепадения |
Не ниже 200° С |
Испаряемость при t 150° С |
2.0 |
Коррозийное воздействие на металлы |
Выдерживает |
Содержание воды |
Отсутствует |
Стабильность против окисления, мг на 1 г |
3 |
В составе средства сочетается кремнеорганическая жидкость, при этом в качестве загустителя применяется литиевое масло. Материал отличается устойчивостью к воздействию кислот, не разрушает структуры резиновых изделий.
Солидол
Рис. 4 Солидол
В число свойств материалов, используемых для смазывания резьбовых пар и узловых соединений задвижек, следует относить:
- отсутствие стекания на резьбу;
- устойчивость к воздействию давления;
- устойчивость к атмосферному влиянию;
- сохранение физической прочности.
Для производства солидола используют минеральные масла в сочетании с кальциевым мылом. Материал используют в температурном интервале от -20 до 65° С, при этом уровень нагрузки в трубопроводе не должен превышать 30МПа.
Графитовая смазка
Рис. 5 Смазка графитовая
Использование графитовых добавок повышает стойкость смазочного материала при повышении температурного воздействия. Но при этом без воздействия воды и кислорода начинают проявляться абразивные свойства графита. В сочетании с хромированными типами стали и воздействии высокой температуры может возникать реакция с формированием карбида, вызывающих появления коррозийных язв. Преимущественным решением может стать использование графитовых карандашей или дисперсного графита. В соответствии со стандартом ЦКБА 075-2009 предусмотрено производство графитовой смазки на основе ЦИАТИМ-221 и ГК по ГОСТ 4440.
Консталин
Рис. 6 Смазка Консталин
Продукция выпускается в соответствии с требованиями ГОСТ 1957-73. Температурный предел применения 120-135° С. Недостатком продукции является водорастворимость. При контакте с водой консталин смываются с поверхности.
Смазка УЗН (пушечная)
Рис. 7 Пушечная смазка
Для снижения силы трения и степени износа соединительных элементов запорной арматуры может использовать двусернистый молибден (МoS2). Продукт изготавливается по ГОСТ 3005-51. Температурный диапазон ее использования составляет до 250-350 ° С. Продукт демонстрирует водостойкость, устойчивость к воздействию газов, уксусной и фосфорной кислоты в температурном диапазоне до 450° С. Актуально использование пушечной смазки при проведении консервационных мероприятий и длительном хранении арматуры в условиях склада.
Итоговый выбор смазки для задвижек определяется потребителем с учетом совокупных характеристик как трубопроводной системы, так и конкретного типа, и модификации арматуры.
- Комментарии